«Есть пороки, которые не меньше пьянства растлевают народную душу, заражают духовную атмосферу на Руси и порой становятся прямо нетерпимыми. Таков порок сквернословия и «черного слова», на улицах совершенно безнаказанно звучит скверно-матерное слово. Даже пословицы есть: «Ругается, как ломовой, как извозчик, как сапожник» — архиепископ Никон (Рождественский).
Много ли изменилось с тех пор?
Конечно, изменилось, но, похоже, только в худшую сторону. На данный момент скверное слово поменяло формат: из обихода уличных простаков оно распространилось на все сферы жизни человека: в СМИ, литературу, быт, политику, и многие другие.
Владыка Никон не раз писал о том, что грех сквернословия уже давно поразил интеллигентов, и прижился в печати. Однако сильнее всех от этого греха еще в те времена страдали военные, не могшие расстаться с бранным словом даже перед лицом смерти. Возможно, именно за это и были наказаны такой участью? Ведь грех сквернословия расценивается, как смертный.
В те тяжелые революционные годы архиепископ Никон просил людей не накликать на себя гнев Божий и не лишать себя благословения Божьего, и покрова Матери Божьей. Просветительская работа в отношении греховности матерщины давала свои плоды: по словам Владыки Никона, если человек осознает греховность бранного слова и упрекает себя за его употребление, то он на верном пути к излечению от данной болезни. Особенно чуткими к слову Божьему становились побывавшие в бою военные: те, кто находился под постоянным страхом смерти, могли уповать только на Господа и на спасение от смерти, или же – на вечную жизнь. По этой причине, именно им в первую очередь следовало оставить грех сквернословия. Архиепископ Никон надеялся на помощь высших армейских чинов в своей борьбе, но как показала практика – абсолютно зря. Поэтому, искоренить нецензурщину из армейских рядов так и не удалось.
Что же касается нашего времени?
Ничем не лучше ситуация в наше время: родители сквернословят при детях, дети подрастают и воспринимают сквернословие, как признак принадлежности к взрослому миру, с этими идеями и убежденностями уходят дети в учебные заведения, армию, на работу. Так и продолжается бесконечная череда распространения «вируса» сквернословия.
Сегодня праведники не оставили борьбы со сквернословием, и Архимандрит Рафаил так же рассказывает о греховности данного порока: «Сквернословие — это попытка низко духовных приравнять себя к тем, кто лучше их, а, с другой стороны, упразднить свое духовное достоинство, которое выражается главным образом в самом ценном умении – умении уважать ближнего своего. Стоит отметить, что злословие унижает самое святое, пытается обесценить, втоптать в грязь, поэтому в самых скверных ругательствах не редко упоминается имя Господа, а еще чаще имя матери, человека – который играет огромную роль в жизни любого ребенка. И только отъявленный подонок и сквернословов готовы очернить это имя…».
От себя добавим, что существует психическое заболевание — фекалофагия, при котором человек пожирает собственные испражнения. Этим тяжелым расстройством болел, например, известный французский писатель Ги де Мопассан. И, возможно, это стало наказанием за его привычку сквернословить в своих произведениях. Болезнь сквернословия и фекалофагия во многом похожи: оба эти заболевания лишают человека чувства стыда за свое поведение, с той лишь разницей, что сквернословием болеют добровольно, а вот фекалофагией – вовсе нет.
Да только стоит ли гордиться отсутствием стыда? Здравомыслящий человек знает, что только стыд – это неизменный двигатель прогресса. Если бы не стыд, не потребность скрывать срам, люди бы все так же жили в пещерах и совокуплялись на улице.
Верующему человеку совершенно понятно: праведнику Бог помогает. Ну, а неверующим еще придется столкнуться со всеми последствиями своей грешной жизни, в том числе и с последствиями сквернословия, и, в конечном итоге, обратиться к вере и найти в ней спасение.
«Есть пороки, которые не меньше пьянства растлевают народную душу, заражают духовную атмосферу на Руси и порой становятся прямо нетерпимыми.»
Читаешь, диву даешься.
Как будто сребролюбие, страсть наживы, обман, будь-то в торговле или в работе терпимы или не сильно заражают духовную атмосферу. Сквернословие вторично. Какова жизнь, таков и язык.